Висенте Алейсандре. Скажи мне, кто ты?

лауреат нобелевской премии по литературе 1977 года


Скажи мне, кто ты? Горькая тень
или прообраз света? Блещут ли очи твои
полночными ножами,
под которыми корчится моя судьба,
или я у тебя в глазах читаю
голубую ясность горной струи?
Кто ты, влюбленное озеро, синий кристалл,
в толще которого парит орел солнца?

Кто же ты, кто? Я люблю тебя от рожденья.
Ради тебя я живу, ради огня твоего.
Вот он, твой лоб, безмятежный и чистый.
Открой же глаза, одари меня жизнью.
Охвати судьбу мою черным своим огнем,
запали мой рок, жажду твоей крови.
Пролей на меня свое пламя, зайдись мукой,
займись костром, который меня пожирает.

Я твой до конца, потому что в моих жилах
струится твой свет и, словно удары сердца,-
искра за искрой - мерцание поцелуев.
Любимая, видишь: твоя слепая печаль,
твоя зоревая судьба меня убивает,-
высоко вознеслось твое одинокое тело,
золотая звезда, обращенная в пепел
собственным жаром.

Но умираю ли я, целуя тебя, родная?
Неужели твой взгляд -
это просто - напросто смерть?
Не ты ли мой ангел - спаситель
и смертный клинок,
меня пригвоздивший к небу,
где я истекаю светом,
исхожу кровавыми лучами,
гасну трепетной звездой?

Дитя любви, твое невинное свеченье,
гуща твоих волос,твои языческие блики,
юное тело, содрогающееся в моих объятьях -
любовь ли это, преступленье ли, смерть ли моя -
не знаю, не знаю и не узнаю вовеки.

Темная заводь,взвихренный смерчь, ты была
вечно со мною.Глотая слезы,
целую тебя, горлинка, девственный свет,
перышко счастья: как не поверить твоим очам,
не поверить, что небо все еще синее,
что есть на свете дожди,
когда губы твои занимаются родниковым огнем
на моих светающих устах?

И тогда? глядя в глаза тебе,
я различаю свою смуту.Касаюсь
твоих уст губами, обветренными жизнью,
и замираю в страхе,терзаюсь и снова тебя целую,
и ты размыкаешь теплые губы,
которые на вкус - как два юных солнца.

И тогда? Черным огнем полыхают твои волосы,
волна вороненой ночи.Я пью эту влагу,
пахнущую печалью, захлебываюсь этим
предвестьем разлуки.Я знаю: однажды
я останусь один.Я хмелею от запаха
мрачной непоправимости, слышишь,
чистое пламя, сумрачное совершенство,
крутая упругая ночь, в которой мой рот
пылает окровавленной луной.

Ну и пусть! Пусть взвихрится мир, подари,
подари мне любовь, и пускай я сгину,
целуя тебя, и пусть мы покатимся,
стиснув объятья,
в пропасть простора, взойди над нами, звезда.